← Timeline
Avatar
IsraelAf

Маленькая зарисовка из предъотездного времени, из Кишинёва. Но Вы можете экстраполировать на свои точки выезда. Начнём с самой читающей страны мира и Высокой Русской культуры. И так по поводу Великой русской культуры в виде Литературы. Я помню время, когда любые книги можно было легко купить. Магазин подписных изданий был пуст. На центральной улице название которой не хочу писать был киоск от него, случайных прохожих заманивали кружкой пива, а в нагрузку пожалуйста пупкин - наше усе! Кстати именно там я подписался на это усе, которое сжег уже в Израиле с наслаждением, постранично. Сейчас вытравляю из памяти этот словесный и моральный мусор - русскую литературу.
Читать это почитаемое русское дерьмо начал очень рано в силу полной внутренней самоизоляции от вспех русских живых Первого обжидяривания в 1955 году живые "русские" вызывали тихое омерзение интуитивно. А Прошлое !!!
И вот в моду вошли мебельные стенки с книжными шкафами, которые надо было заполнить. И люди хоть немного денежные начали скупать всё имеющее вид книги, исключая труды дорогого Леонида Ильича. И ВСЁ. Все читающие, правда, не понятно что! "Женщину в белом" или нечто в этом роде.
Мифологичность самой читающей страны в мире развевалась в общении. Нужно было быть очень осторожным чтобы не поставить визави в неловкое положение, погружаясь в тексты с деталями. Как правило, книги уже покупались для выставки. И это надо было почувствовать быстро оказываясь в таком доме. И не кидаться к книжным полкам, увидев например Монтеня или Монтескье. Их ни разу не раскрывали и даже оглавления не смотрели. Зачем человека обижать показывая его невежество. У Райкина, кстати, была такая миниатюра. Мне пришлось работать в самых разных вроде бы интеллектуальных организациях. Но и там проявлялось латентное невежество и также следовало избегать уточённо интеллектуальных тем в любом аспекте. Но в условиях ложной стабильности такая модель поведения была оптимальной. Наблюдать с лёгкой иронией.
Реальная картина с самой читающей страной в мире стала ясной в перестройку и началом распада "совка". У нас в Молдове назревала война с приднестровьем. Уже были газы и сапёрные лопатки в Тбилиси, Карабах. Все символы стабильности летели в тартарары. И библиотеки домашние - большие и маленькие становились обузой при подготовке к отъезду куда можно. Ну Израиль был на первом месте. Только у меня собралась библиотека из нескольких тысяч книг. Если отбросить мусор который неизбежно в неё попал всё равно была огромной. Она читана была практически вся, значимая с закладками и пометками. На багаж нам разрешили вывезти только два ящика. Мы уезжали навсегда, в сущности, в неизвестность в условиях не полноты информации о стране, в которую едем. Было много иллюзий, цветные фотографии, письма не достоверные, например, какой выбор карандашей в магазинчике канцелярских товаров. Пользы от этой информаации никакой.
Но вернусь к книгам. Всю библиотеку даже выбросив мусор увезти было невозмозможно. Что делать? Выбросить книги на улицу рука не поднималась. Продать уже было невозможно. Да раздать практически было некому. Остающиеся действительно читающие жили в маленьких квартирках и брать было некуда. Часть смог отдать в библиотеку им. Пушкина, тогда ещё на улице Пушкина. Но тогда он оставался ещё ... ну ладно. Собрание в 10 томов купленное по подписке, купленное в 13 лет, мамин подарок положил в багаж. В Израиле , правда, выбросил на улицу вместе с прочей русской макулатурой!. Пытался отдать в библиотеку. Но безуспешно. Вот там и проявилась самая читащая страна в мире, от книг избавляялись без сожалений! Как и позже в Израиле самая читающая и образованная алия. Ну я осознанно избавился от мусора. В израиле я уже получал удовольствие выводя на чистую воду борцов за великую русскую культуру. Несколько цитат, небрежных вопросов и борец сникает.
И ещё одно дополнение. У нас в Кишинёве была очень неплохая филармония с оркестром. Одновременно она была концертным залом. Там устраивали обычно литературные концерты. Исполнители были из узкого круга - Сомов, Журавлёв. Пока больше не выплывает, но посмотрим. Они приезжали почти каждый год. Старели. Память становилась всё хуже, теряли текст. Становилось жалко. А сейчас о зале. Его наполняли почти одни и теже люди. И вот он начал пустет, именно на массовом отъезде стало понятно кто составляет интеллектуальное ядро Кишинёва. И то же можно было заметить и в других городах. Это были как правило инородцы, не только евреи. Итак по поводу всех культурных гнёзд. Ещё одна легенда о великой культурной атмосфере развеялся.
Сейчас весь мир летит в преисподнюю. Украина под бомбами. Миллионы беженцев. О чём можно ностальгировть в том времени? Настоящее произррастает из прошлого. Всё хорошее в нем мофологично, осталось только то что пивело к нынешнем кровавому кошмару. Не надо иллюзий.
Душит чувство бессилия.

To react or comment  View in Web Client